Когда и как начинать давать ребенку карманные деньги?

Реалии нашей жизни таковы, что вопрос отношения к деньгам, умения обращаться с ними становится для детей и подростков все актуальней. И как бы ни хотели мы оградить светлые и невинные создания, какими мы видим наших детей, рано или поздно им придется столкнуться с действительностью. А она далеко не так безоблачна, стабильна и безопасна, как семейное окружение. Умение заработать, потратить, накопить деньги, отношение к ним - одна из сторон реальности.

Знакомство детей с материальной стороной жизни в большинстве семей "интуитивно" начинается в довольно раннем возрасте. Кто-то, исходя из реальных материальных возможностей, рано или поздно говорит ребенку, что не может сейчас купить ему приглянувшуюся игрушку, кто-то делает это из воспитательных соображений. И это нормально, это один из шагов на долгом и нелегком пути осознания ребенком того факта, что не все, что он хочет, можно получить здесь и немедленно.

В качестве следующего шага вы можете предложить ребенку 5- 7 лет самому купить что-то в магазине - мороженое, жевательную резинку, лимонад. Это и первое реальное знакомство с деньгами, и приобретение навыков самостоятельности и уверенности.

Когда ребенок начинает самостоятельно ходить в школу, помимо денег на обед и проезд можно давать ему небольшую сумму карманных денег, которые родитель не контролирует. Причем стоит сразу разграничивать необходимые траты (проезд, завтрак) и деньги на развлечения (собственно карманные). Допустим, утром даются необходимые деньги, вечером - дополнительные карманные. Карманные деньги стоит давать раз в 2-3 дня. Хорошо, если расходование карманных денег не контролируется. Но если ребенок сообщает, что он "все на что-то потратил", и просит еще, дополнительные субсидии не полезны. Ведь речь идет не о насущных, жизненно важных тратах - естественно, что ребенок младшего школьного возраста еще не решает сам материальные вопросы такого уровня. Постепенно ребенок усвоит, что количество денег (особенно на развлечения) небезгранично и их распределение зависит от него самого.

С возрастом сумму карманных денег можно увеличивать. Какова она, решается в каждой семье индивидуально. Но хорошо, если это будет определенная сумма, которая выдается в фиксированный день, например раз в неделю; постепенно срок можно увеличивать. Такое увеличение срока, на который ребенок планирует свои траты, способствует развитию его организованности и ответственности. Если ребенок "копит" свои сбережения и собирается потратить их на что-то значительное, это можно поощрять. И нет ничего зазорного в том, чтобы добавить необходимую сумму, если накопленная сумма недостаточна, а время покупки подошло. Это может случиться, если покупка сезонная, например путевка на каникулы, горные лыжи зимой или велосипед летом, или если сбережения копятся к определенной дате, например ко дню рождения.

Не стоит оплачивать ребенку выполнение дел по хозяйству, возложенных на него и заранее оговоренных как его обязанности. Ведь обычно это ограниченный и вполне посильный набор поручений - вынести мусор, пропылесосить квартиру, помыть посуду. Но вполне возможна оплата "работы" подростка, связанной с помощью родителям или родственникам в их профессиональной деятельности. Это могут быть курьерские функции, работа по внесению данных в компьютер. Причем здесь важно оговорить сроки и качество выполнения задания и требовать соблюдения договоренностей.

Важным моментом в выстраивании "денежных" отношений с подростком является доверие, а следовательно, контролировать его траты по возможности не стоит. Важно лишь оговорить недопустимость трат на спиртное и курение, и проявлять в этом твердость. Если договоренность нарушена, выдача карманных денег может быть приостановлена или прекращена, и это условие тоже необходимо обсудить с подростком заранее.

Центральными моментами в денежных отношениях родителей и детей являются последовательность, аргументированность и согласованность действий старших. Недопустима ситуация, когда один из родителей отказал в деньгах, а другой дал ребенку необходимую сумму. Не стоит менять сумму карманных денег: на прошлой неделе дали одно количество, на этой другое. Сумму на карманные расходы надо обсудить с подростком заранее, тогда он будет знать, какими денежными ресурсами сможет располагать. Если в силу обстоятельств нет возможности выдать необходимую сумму, важно объяснить ребенку ситуацию, а не просто лишать обещанного.

Также можете прочитать: