Все педагоги говорят про 13-летнего сына, что он способный, но ленивый. Как помочь ему перебороть лень?

Психологи долго пытались исследовать такой феномен, как лень, и пришли к выводу: лени не существует! Зато за этим понятием скрывается много других разнообразных особенностей человеческого характера и поведения.

Попробуйте ответить сами себе на вопрос: "А в каких случаях я сам ленюсь? Почему это происходит?" Часто за ленью скрывается отсутствие интереса к конкретному виду деятельности. Согласитесь, человеку редко бывает лень сделать нечто для него увлекательное и захватывающее. Лень появляется, когда предстоит дело скучное, не интересное. Один из возможных способов справиться со скучными обязанностями - это делать их каждый раз по-новому, придумывать интересные для себя способы их выполнения. И еще, подумайте, а часто ли лень мешала вам сделать что-то по-настоящему важное и срочное? Ответ скорее всего будет "нет". Лень появляется там, где есть своеобразная лазейка сделать что-то потом или не делать вообще.

Понимание важности задачи помогает преодолеть нежелание ее выполнять.

Другая разновидность лени - вполне понятное и объяснимое желание человека расслабиться и отдохнуть. Я могу, конечно, выполнить задание прямо сейчас, но чувствую себя усталым, мне хочется просто полежать с книжкой на диване или посмотреть телевизор. В такой лени нет ничего страшного. Короткая передышка дает возможность набраться сил, настроиться на дальнейшую работу. Главное, чтобы такой отдых не слишком затягивался и не мешал выполнению действительно важных дел. Лучше всего в своем плане на день заранее предусмотреть специальное время для отдыха и "ничегонеделания". Если речь идет о вашем ребенке - договоритесь об этом с ним самим. Пусть он установит себе время перерывов, и тогда уже можно и нужно будет следить, чтобы принятое решение выполнялось.

Иногда, говоря о лени, мы видим перед глазами пример недостаточного развития воли, неумения собраться, организовать себя и приняться за выполнение задания. Тогда стоит учиться распределять свое время и планировать достижения за определенный период. Обычно ребенку с недостаточно развитой регуляцией трудно справляться сразу с большими и серьезными делами. Желаемый результат кажется таким далеким, что опускаются руки, и дело бросается вовсе. Здесь стоит разбить движение к конечной цели на несколько более достижимых этапов. Хорошо, если каждый будет заканчиваться видимым результатом. Например, не планировать сделать все уроки за 3 часа, а сначала поставить цель справиться с математикой за 40 минут, потом с историей за полчаса, и так далее. Если и такие временные интервалы ребенку выдержать трудно, следует отвести время на каждый пример по математике, каждое конкретное упражнение по русскому языку. А в конце каждого этапа можно самого себя "наградить" - передохнуть 5 минут, выпить сока или съесть конфету. Конечно, постепенно этапы планирования должны увеличиваться.

Когда нам предстоит браться за дела, которые могут поставить под сомнение наш интеллект, авторитет, способности и т. д., то лень становится лучшей отговоркой, нежели боязнь не пройти испытание, показаться глупым, неавторитетным, неспособным. Так и ребенок, боясь показаться хуже, глупо выглядеть в глазах окружающих, часто даже и не пробует свои силы, ссылаясь на лень. Здесь необходимы помощь и поддержка со стороны родителей, чтобы ребенок не боялся сделать попытку, не беспокоился о том, что подумают другие. Поддержать любой успех, особенно если он связан с преодолением себя, - необходимое условие повышения самооценки.

 Также можете прочитать: