Ребенок 8 лет вечером выучит уроки, а днем не может ответить. В чем причина?

Такая особенность поведения ребенка может объясняться разными причинами. Одна из них - это неуверенность. Ребенок действительно может достаточно хорошо знать весь необходимый материал, но когда требуется изложить его перед большой аудиторией, начинает испытывать сильное напряжение, смущение и не может произнести ни слова. Иными словами, ребенок стесняется.

Конечно, в первую очередь здесь важна реакция учителя. Очень важно, чтобы педагог смог поддержать ребенка, предоставил ему возможность сосредоточиться и собраться с мыслями. Он может задавать ученику какие-либо наводящие вопросы, подчеркивать достоинства ребенка и поощрять его ответы перед всем классом. Но не всегда у родителей есть возможность договориться с учителем о таком "специальном" внимании к их ребенку.

Вы и сами можете помочь своему ребенку поверить в себя и научиться более спокойно воспринимать ситуацию выступления перед классом, а также иные значимые ситуации. Важно, чтобы ребенок "проговорил" свои страхи и опасения: из-за чего именно он переживает - боится ли плохой оценки, опасается ли критики учителя, насмешек одноклассников или чего-то еще. Можно поговорить о том, где возникает этот страх или тревога, как она мешает отвечать на уроке, как можно с ней справляться. Попросите ребенка изобразить его с помощью любых подручных материалов, а затем вместе придумайте, как можно от него избавиться (сломать, разрезать на части, выкинуть, сжечь). Можно вместе с ребенком "потренироваться", смоделировав дома различные ситуации выступления перед публикой, а потом поговорить о том, что было сложно и почему.

Необходимо повышать самооценку ребенка в целом. Чем больше он будет знать о своих сильных сторонах, тем лучше станет относиться к себе и тем смелее будет чувствовать себя среди других людей. Это не произойдет сразу, но постепенно вы добьетесь успеха.

Другой причиной боязни отвечать перед классом может стать низкий уровень мотивации к обучению - иными словами, желания и наличия интереса у ребенка заниматься этим видом деятельности, конкретным предметом или учебой вообще. Интерес к учебе может пропадать по разным причинам. Возможно, ребенку сложно справляться со школьной нагрузкой, он постоянно выслушивает неодобрительные отзывы учителей, и ему уже не хочется стараться, чтобы что-то изменить. Другими словами, ребенок "сдался" и потерял интерес к достижению результата, так как решил, что все его старания бессмысленны. В этом случае важно помогать ребенку справляться с учебной нагрузкой, делать уроки -- не за него, а вместе с ним. Обратите внимание на то, что у него получается лучше всего, хвалите и поощряйте его успехи, подчеркивайте достижения и делайте акцент на том, что ему помогло добиться высокого результата.

Важно обратить внимание на то, что же все-таки привлекает ребенка: может быть, ему нравится рисовать или изготавливать что-то своими руками. Поддерживайте любую активность ребенка и предоставляйте ему возможность реализовать себя.

Можно также предположить, что у ребенка не хватает ресурсов памяти. Тогда необходимо обратить внимание на развитие именно этого процесса. Вы можете в домашних условиях произвести небольшую диагностику. Сделайте это в игровой форме, желательно в то время, когда ребенок не сильно утомлен, может быть, в выходной день. Игра следующая: вы не очень быстро перечисляете 10 любых слов. Например: "машина, собака, пылесос, картина, чайник, ягода, велосипед, телефон, книга, улица". Задача ребенка - запомнить эти слова и затем назвать их вам или записать. Можете сделать это несколько раз. Отмечайте для себя, сколько слов воспроизвел ребенок (в норме ребенок должен вспомнить от 5 до 9 слов после первой попытки).

Обратите также внимание на то, что ребенку удается с большей легкостью: воспроизводить информацию со слуха или запоминать зрительный материал. Можно тот же самый опыт повторить, но уже с использованием картинок или слов, записанных на бумаге.

В домашних условиях можно также использовать ряд игровых приемов для развития памяти. Предложите ребенку следующие игры:

  • Прочитайте ребенку какой-либо рассказ и затем попросите его ответить на ряд вопросов по тексту. Например, где происходило действие, сколько было героев, как их звали...
  • Называйте какие-либо слова или словосочетания, и пусть ребенок нарисует к ним картинки. По прошествии 40 минут попросите его, глядя на картинки, воспроизвести слова.
  • Разложите на столе различные предметы. Пусть ребенок отвернется, а вы тем временем уберете несколько предметов. Ребенок должен перечислить, чего не хватает.
  • Покажите ребенку картинку с большим количеством деталей. Пусть ребенок рассмотрит ее в течение нескольких минут. Затем картинку уберите и задайте несколько вопросов: какой предмет на ней самый большой, какой самый маленький, какой на картине есть фрукт или животное, что делает человек?
  • Когда вы где-то гуляете, обращайте внимание ребенка на различные мелкие детали: количество этажей в доме, ступенек до вашей квартиры, машин у подъезда и так далее. Вечером попросите ребенка вспомнить эти детали, можете по очереди задавать друг другу вопросы.

Также ребенку можно подсказать способы лучшего усвоения материала. Например, можно делать зарисовки, которые помогут вспомнить какой-либо текст, придумывать образы, сочинять рифмы на слова.