Сочувствие и сострадание - хорошо это для подростка или плохо?

Повышенное сочувствие и сопереживание - типичное состояние в подростковом возрасте. Чрезмерная чувствительность, эмоциональная включенность в переживания других людей связаны с тем, что сам ребенок имеет еще очень небольшой опыт проживания жизненных ситуаций, нахождения выхода из сложных житейских коллизий. Любые новые ситуации и события, даже если они происходят с другими, воспринимаются подростком с большим интересом и вниманием. Услышав ту или иную историю о происшедшем с другим человеком, подросток невольно задается вопросом: "А как бы я поступил в такой ситуации? А что бы чувствовал я?"

Опасность существует в том, что иногда истории других так захватывают своей необычностью, что подросток теряет способность адекватно вырабатывать самостоятельное отношение к ситуации. Эмоции овладевают им и заменяют его собственные чувства и опыт. Он становится заложником чужих историй, чужих судеб, чужого опыта. И порою переживания сочувствующего бывают более эмоционально окрашены, чем чувства непосредственного участника.

Отмечается и другая крайность, когда подросток не видит того, что происходит с другими людьми. О таких людях говорят, как о черствых и безразличных. Но в подростковом возрасте это часто лишь защитная реакция. И если в первом случае можно говорить об узком и однообразном круге общения, нехватке опыта или наличии только благоприятного опыта, когда все люди воспринимаются как источник поощрения, то во втором случае ситуация иная. Подросток скорее чрезмерно осторожен, он испытывает недоверие к окружающим и ожидает критичного, оценочного отношения к себе. В его опыте преобладают скорее неудачные, тревожащие его ситуации общения и взаимодействия с окружающими, которые и вызывают потребность "защищаться" или занимать позицию наблюдателя, не "включаясь" эмоционально.

В любом случае и чрезмерная замкнутость, и чрезмерная чувствительность - следствие нехватки опыта и узости круга общения. Взрослому в подобных ситуациях стоит не переживать за ребенка чрезмерно и не раздражаться на его "бесчувственность", а открыто обсуждать с ребенком его впечатления, выражая свои чувства и отношение к происходящему, демонстрируя рациональный, но не безразличный подход к делу. Ведь нередко мы сами создаем для ребенка модель реагирования на события. Наша чувствительность и тревога о том, что происходит вокруг нас, с близкими и значимыми для нас людьми, и то, как мы это выражаем, передается и нашим детям.

Также можете прочитать: