Подростковая чувствительность - довольно распространенное явление. Обусловлены такие особенности могут быть разными причинами. Чувствительность к целому ряду явлений и событий, которые могут быть не замечены другими, отличает людей с меланхолическим темпераментом. Темперамент связан с особенностями нервной системы человека, и менять его трудно, да и не полезно, но важно учитывать при выборе профессии. Люди, обладающие повышенной чувствительностью, обычно отличаются чуткостью, тактом, вниманием. Но им трудно переносить длительное напряжение, многочисленные контакты. Помочь в адаптации к реальности, где бывают и жесткие, и стрессовые ситуации, может развитие навыков регуляции своего эмоционального состояния, умения расслабляться, поиска рациональных вариантов разрешения ситуаций.

Ранимость или повышенная чувствительность к внешним воздействиям может возникнуть в раннем детстве и со временем перейти в свойство личности. Даже среди взрослых мы можем встретить особенно впечатлительных, эмоциональных людей, у которых незначительные события могут вызывать целую гамму переживаний. Чувствительность связана как с особенностями нервной системы человека, так и с его воспитанием.

Все люди по-разному переживают радостные события. Для кого-то впечатления должны быть очень сильными, яркими, кому-то достаточно просто встретить знакомого человека, и это вызовет бурю положительных эмоций. Для маленьких детей каждое новое событие, явление становится очень важным. Проживая их, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, познает окружающий мир. Каждый малыш по мере своего взросления усваивает новый опыт, в том числе и эмоциональный.

Для ребенка двух лет такое поведение абсолютно естественно. У него достаточно много энергии, которую ему просто необходимо выплескивать. Поэтому те действия, которые помогают ему выпустить свою активность: бег, прыжки, пение, пляски - не вредны, а даже полезны. Не стоит насильно сдерживать двигательную активность ребенка, это принесет лишь вред. Это все равно что сжимать пружину. Она, несмотря ни на что, "выстрелит", но, правда, не знаешь когда...

Три года - очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения. В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире - он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых. В этом возрасте значительные качественные изменения происходят асоциальной и когнитивной (интеллектуальной) областях развития. Что касается физического развития ребенка, то здесь в основном тренируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки и умения.

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте. Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.

Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, когда их малыш не говорит или говорит мало, в то время как его сверстники болтают без умолку. Нормально ли это?

Это абсолютно нормально. Ваш ребенок еще не способен подолгу сосредоточиваться, его внимание часто и быстро переключается с одного объекта на другой. Внимание в этом возрасте непроизвольное: малыш пока не умеет им управлять - скорее, внешняя среда управляет вниманием ребенка и организует его поведение. Поэтому малыша привлекает все яркое, громкое, быстрое, изменчивое, а если появляется другой, непохожий, более яркий, новый раздражитель (это может быть другая игрушка, взрослый, лай собаки за окном или звонок в дверь), ребенок быстро переключается на него.

У подобного поведения может быть несколько причин. Они различны по своей природе, но зачастую переплетаются, образуя целый клубок - и тогда бывает непросто разобраться, с чего все началось...

Когда же нужно отучать ребенка от памперсов? Этот вопрос очень часто беспокоит родителей. Конечно, это дело не одного дня. Сразу надо сказать: не существует четкого срока, с которого ребенка точно надо учить ходить на горшок. Все зависит от индивидуального темпа развития. Удерживать продукты своей жизнедеятельности ребенок научается в среднем к полутора годам. Некоторые родители начинают приучать малыша к горшку в 9-10 месяцев, когда он уже умеет сидеть. Если ребенок по-прежнему стойко предпочитает ходить в штаны - надо сделать перерыв, в противном случае, по мнению врачей-педиатров, у него могут появиться "боязнь" горшка и функциональные запоры.