Страх перед школой - достаточно частое явление у ребят, которые еще только готовятся стать учениками. Как правило, это связано с тем, что школа для большинства детей представляется чем-то особенным, непонятным и сложным. Как же помочь будущему первокласснику?

Для старших дошкольников уже важно быть успешным в своей деятельности. С младшими детьми дело обстоит по-другому. Когда у малыша нет уверенности в успехе, в том, что "я смогу это сделать", самым простым выходом для него становится отказ от выполнения задания. В большинстве случаев подобные отказы связаны с тем, что родители чрезмерно помогают ребенку - например, что-то дорисовывают за него или всегда подсаживают на высокий стул, хотя ребенок, конечно, не без усилий, мог бы сам справиться с этим.

Прежде чем помогать ребенку справиться со сложившейся ситуацией, стоит разобраться, что служит ее источником.

Очевидно, что, если ребенок чего-то боится, это "что-то" является очень значимым для него. Если во всем остальном ребенок достаточно самостоятелен, подобный страх, скорее всего, связан с какой-то ситуацией из его прошлого. Когда-то - возможно, довольно давно - ребенок сильно чего-то испугался, и теперь этот испуг перерос в устойчивый страх. В этом случае необходима помощь специалиста, который поможет разрешить ситуацию, "запустившую" формирование страха.

Действительно, все дети в разные периоды своего развития переживают так называемые "возрастные" страхи. В такой момент ребенок, конечно, нуждается в поддержке и помощи самых близких людей - родных. Не стоит паниковать и излишне тревожиться за психическое здоровье ребенка, просто нужно вместе с ним пережить нелегкий момент его развития. А преодоленный страх - залог будущей веры в свои силы и возможности. В приведенной ниже таблице описаны типичные страхи дошкольников и приводятся рекомендации о желаемом в такой ситуации поведении взрослых.

В первую очередь необходимо отметить, что такой друг для дошкольника - это большой помощник. К пяти годам у ребенка уже формируется свой взгляд на природу некоторых взаимоотношений, в особенности в отношениях с родителями. Когда родители ругают ребенка или просто проявляют неудовольствие его действиями, малыш в этот момент воспринимает маму или папу как "плохих".

Мир ребенка невозможно представить без фантазий. Про некоторых взрослых говорят: "Он настоящий ребенок!" - имея в виду способность фантазировать и мечтать, как это делает ребенок.

Повышенное сочувствие и сопереживание - типичное состояние в подростковом возрасте. Чрезмерная чувствительность, эмоциональная включенность в переживания других людей связаны с тем, что сам ребенок имеет еще очень небольшой опыт проживания жизненных ситуаций, нахождения выхода из сложных житейских коллизий. Любые новые ситуации и события, даже если они происходят с другими, воспринимаются подростком с большим интересом и вниманием. Услышав ту или иную историю о происшедшем с другим человеком, подросток невольно задается вопросом: "А как бы я поступил в такой ситуации? А что бы чувствовал я?"

Темперамент включает те индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную стороны его поведения. Свойства темперамента являются преимущественно врожденными, они становятся заметными уже с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. У взрослых людей особенности темперамента сглаживаются, человек научается управлять своим поведением, контролировать выражение чувств и двигательную активность. У детей же черты темперамента могут быть выражены особенно ярко и отчетливо. Как относиться к проявлению темперамента ребенка? Лучше всего не пытаться его переделывать, а изучать и принимать таким, как есть.

Стеснительность как свойство личности действительно выступает как барьер, влияющий на особенности общения ребенка с другими людьми, его учебу, успешность в любых делах, требующих "предъявления" себя, отстаивания своей позиции, несущих элемент конкуренции. Стеснительность может проявляться в различных ситуациях: когда ребенок хочет познакомиться с кем-либо, отвечает у доски, когда взрослые (родственники, знакомые) просят его что-то рассказать, например, о себе.

Описанная ситуация нередко встречается в рассказах родителей, учителей или самих подростков. Причины ее могут быть следующими.

Первая - недостаточно развитая уверенность в себе. Это качество совершенно необходимо для успешного общения, достижения результата в любом деле. К сожалению, недостаток уверенности может привести к тому, что даже талантливые, умные и трудолюбивые люди оказываются неспособными реализовать свой потенциал, проявить себя в полной мере.